|
Ради лучшего мира.
Будет ли в веке матриархат?
Все чаще женщины выходят на высший уровень государственной власти: Маргарэт Тэтчер, Голда Мейр, Индира Ганди, Беназир Бхутто, Казимира Прунскене, Виолетта Чаморра и некоторые другие, такие же яркие политические деятели современности в патриархальном мире, сумели стать больше мужчинами, чем сами мужчины. И все реже звучит слово "эмансипация". Действитель но, за что еще сегодня бороться? Женщина получила право служить в армии или полиции, укладывать асфальт, заниматься
боксом и баллотироваться на всех уровнях. Может быть, XXI век сулит нам
матриархат? В сознание людей постепенно
проникает убеждение, что вековые традиции мужского доминирова ния
несправедливы и что рано или поздно настанет время, когда ситуация
переменится. Однако где-то подспудно в общественном сознании продолжает
преобладать система ценностей, ориентирован ная на достижение целей с
помощью применения силы. Если же мы всерьез говорим о том, что в будущем
решающей силой общественного развития станет женщина, то прежде всего это
означает, что должна произойти смена системы жизненных ценностей.
Агрессивность, стремление к обладанию, эгоцентризм и другие подобные
качества должны уступить место качествам материнской поддержки, защите
жизни, сотрудничеству, заботе о всеобщем благе и т.д. Такие перемены
являются жизненно необходимыми, потому что только безудержные оптимисты
способны утверждать, что современные тенденции развития человечества сами
собой приведут нас в райские кущи. Только слепой не замечает, как близко
мы подошли к той черте, за которой глобальная катастрофа нашей цивилизации
может стать неотвратимой. В истинном смысле слова наступление
матриархата означает, что культ силы должен уйти в прошлое, чтобы открыть
дорогу культуре любви. В реальности общество, основанное на "женских"
ценностях, весьма далеко от той картины, которую в антиутопии "Мужчины под
охраной" изобразил французский фантаст Робер Мерль. Борьба с
домогательствами начальников, с выражениями окружающих типа "милые дамы"
или "слабый пол", поправки к законодательству, устраняющие те или иные
частные моменты социальной несправедливости по отношению к женщинам —
все это не может решить "женскую" проблему. Реальные преобразования
общественного сознания возможны только на основе разносторонних процессов,
включающих в себя воспитание, образование и формирование новой культуры.
США, штат Вашингтон. Фрэнк
Метод, директор ЮНЕСКО в Вашингтоне; Б.К. Судеш, директор центров Брахма
Кумарис в Германии; профессор Роберт Пол Черчилль, директор центра
Исследований Мира и руководитель факультета философии в университете имени
Джорджа Вашингтона; Герман Вашингтон, владелец радиопрограммы "The Daily Drum", и
Клэс Нобель, глава "Global E. Tutor" и племянник Альфреда Нобеля.
Необходимость к переходу от культа
агрессии и насилия к культуре мира, к взаимоуважению и солидарности уже
сегодня признается мировым сообществом, хотя особая роль женщин в этом
процессе все еще остается недостаточ но проявленной. В определенной мере
это восполняется концепцией культуры мира и ненасилия, которая в течение
ряда лет разрабатывалась ЮНЕСКО. Квинтэссенцией этой идеи является
"Манифест 2000 года", включивший шесть основных принципов культуры мира
для наступающего третьего тысячелетия.
Почетную миссию донести Манифест до каждого жителя планеты ЮНЕСКО
возложила на негосударственные организации, среди которых давний партнер
ООН — Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет (БКВДУ).
Основанный в Индии, где еще совсем недавно царили древние обычаи, где
овдовевшая женщина всходила на костер, чтобы быть сожженной вместе с телом
умершего мужа, где рождение девочки считалось несчастьем, где по сей день
ритуал бракосочетания сопровождается клятвой: "Отныне мой муж будет для
меня Богом", — в этой стране БКВДУ является впечатляющим примером
того, чего способны добиться женщины, действующие на принципах изначально
присущих им качеств любви и посвященности. Если в первые годы
существования университета его преподавателям нередко приходилось
выслушивать от правоверных индусов язвительные замечания по поводу того,
что им сперва следует принять рождение в мужском теле, а уж затем изучать
аспекты духовности, то сегодня ситуация кардинальным образом изменилась.
Конференции и общественные программы, регулярно проходящие в университете,
охотно посещают государственные, политические и религиозные лидеры страны,
а один из президентов даже выпустил специальную почтовую марку в честь
Праджапита Брахмы — основателя БКВДУ.
Заложенная Брахмой традиция,
согласно которой во главе университета должны стоять женщины,
неукоснительно соблюдается и по сей день. На женщинах и девушках лежит и
основная преподава тельская работа.
Б.К. Дади Пракашмани, президент
университета Брахма Кумарис; Его Величество г-н С. Утиим, Президент
республики Маврикий; Б.К. Чандра, директор центров Брахма Кумарис в
Республике Маврикий подписывают "Манифест-2000".
А во всем остальном университет не
делает никаких различий между "прекрасной" и "сильной" половинами
человечества. Поэтому здесь немало мужчин, которые сумели пожертвовать
инстинктом доминирования в пользу идеалов гармонии и милосердия.
Произнесите в любом из четырех с половиной тысяч учебных центров БКВДУ
имена: Джагдиш Чандер Хассиджа, Бридж Мохан, Нирваир — и на лицах
слушателей засветятся радостные улыбки. И если среди слушателей
университета большинство составляют женщины, то причина этого не в
какой-либо дискриминации или нетерпимости. Современное состояние мира
требует проявления высоких нравственных качеств: доброжелательности,
терпимости, мягкости, гибкости, смирения, милосердия, любви, наконец,
доверия. Женщины не сажали в лагеря, не расстреливали, не насиловали, не
начинали войн. Их вечная роль — кормить, учить, лечить и помогать.
Экология, пацифизм, сотрудничество, отмена всеобщей воинской повинности и,
если уж так это нужно — переход на профессиональную армию, реформа
тюрем — вообще защита либеральных ценностей — вот что всегда
было и остается их делом! Так уж распорядилась Природа, что в большей мере
эти качества свойственны женщинам. "Так предусмотрено планом мировой
истории" — сказали бы в университете. Каков же он, этот план? В
соответствии с предопределенным планом мировой истории, время социальных
конфликтов, войн, нищеты и болезней подходит к концу — твердая вера в
это вдохновляет слушателей БКВДУ уже свыше шестидесяти лет. Уверенные в
неминуемой победе идеалов добра и справедливости, они учатся тому, как в
любой ситуации оставаться счастливыми и приносить счастье другим. На это
направлены все разработанные в университете программы учебных курсов,
семинарских занятий и мастерских. Программы вызывают интерес людей в
различных профессиональных и социальных кругах по всему миру.
Преподавателей университета приглашают читать лекции и проводить семинары.
Например, курс "Жизнь, свободная от стресса" не так давно был прочитан для
персонала компаний "Мицубиси" и "Сименс". Великий учитель древнего
Китая, Лао Цзи, в трактате "Дао дэ цзин" сказал: "Твердое и сильное
погибает, мягкое и слабое одерживает победу". Пока мужчины продолжают
истреблять друг друга на фронтах больших и малых войн, женщины сажают
семена нового мира. Среди всех путей
трансформа ции человеческого сообщества в БКВДУ избрали едва ли не самый
трудный, начертав на знамени университета девиз: "Изменишься сам —
изменится мир". Чтобы сделать мир хотя бы чуточку чище, надо самим стать
образцом чистоты. Возможно ли это в нашем загрязненном пространстве на
физическом и ментальном уровне? Неужели мир настолько погряз, что назад
дороги нет? В БКВДУ считают, что практическая поддержка "Манифеста-2000"
каждым жителем Планеты может стать первым шагом на пути к чистоте, покою и
гармонии в мире.
Студентки Центра Брахма Кумарис
города Перми после выступления в программе "Женщина в создании
всеобщей гармонии" (в костюмах, сделанных своими руками).
Автор неизвестен.
|