|
Матриархат (Краткий обзор литературы)
Жан Жакоб Башофеп
В 1861 году появилась книга, сразу привлекшая
внимание специалистов, но оставшаяся почти незамеченной
широкой публикой. Выдержки из этой работы, носившей название
"От царства матери к патриархату", были опубликованы во
Франции в 1938 году.
Ее автор, Жан Жакоб Башофен,
родился в 1815-м и умер в 1887 году. Он был магистратом, и на
написание книги его вдохновили исследования в области
юриспруденции.
Вот, вкратце, основной тезис Башофена:
вначале мужчины жили в обществе, где не существовало никаких
преград в плане сексуальных отношений, после чего наступила
эра матриархата.
Селин Ренноз
Селин Ренноз, воинствующая феминистка,
опубликовала в Лондоне, где феминизм в начале века имел
сильные позиции, "Историю человеческой мысли и эволюции
человечества на протяжении веков".
В этом
монументальном труде (3 тысячи страниц) последовательно
рассматриваются первобытный мир, древний мир, израильский мир,
кельтский мир, латинский мир, современный мир. Селин Ренноз
выдвигает в своей работе тезис: "История человечества - это
постоянная борьба между мужчиной и женщиной, которую он
постепенно лишил принадлежавшей ей поначалу главенствующей
роли и притесняет в современную эпоху".
(Библиография
матриархата столь скудна, что имеет смысл упомянуть имена всех
тех, кто занимался изучением этого вопроса.)
Мадам де Паини Вот что по
поводу матриархата говорит мадам Паини: "Матриархат был
вытеснен патриархатом в начале четвертичного периода. Арийские
народы пришли на смену народам матриархальным, хотя последние
не исчезли полностью и какая-то их часть еще продолжала
существовать в течение продолжительного времени.
Мужчины приложили все усилия, чтобы уничтожить любые
напоминания о былом царстве женщин. Древние историки дружно
обошли эту эпоху молчанием. Единственное, что можно утверждать
с уверенностью: в истории человечества был этап, когда женщина
взяла на себя функции руководителя и защитника".
Следы матриархата Юристы
констатируют наличие определенных элементов материнского
принципа организации как в семейной, так и в социальной сфере
жизни.
Например, в некоторых группах мужчина,
женившись, остается жить в доме матери, нанося время от
времени визиты своей супруге.
Или еще более
распространенный случай: муж обязан жить в семье своей жены,
где он занимает зависимое положение. Передача в наследство
имущества или властных полномочий осуществляется женщинами.
У латинов царская власть передавалась по женской
линии.
В древние времена в Греции такое понятие, как
отцовство, было неизвестно. Первый афинский царь, Цекропс,
ввел систему индивидуального брака.
Греческие обычаи
позволяли мужчине жениться на своей сестре по отцу, но ни в
коем случае не на сестре по матери. Понятие родства
существовало только для женщин.
Наследие матриархата
прослеживается у кельтов: принцессы, выбиравшие себе мужей,
многочисленные богини-матери, симуляция отцом родового акта.
Ж. де Врие, специалист по кельтским традициям, по
этому поводу пишет: "Нам известно, что симуляция отцом
родового акта была присуща древним жителям Европы, и этот
обычай до сих пор сохранился у басков". И добавляет: "В
Великобритании отмечены случаи полиандрии (многомужества), а в
Новой Каледонии существует женская община".
В Древнем
Египте предки определялись по женской линии, и родословную
всегда составляла мать семейства. На супруга была возложена
лишь одна функция. Женщина была подлинной хозяйкой дома.
В племенах германцев царил патриархат, но тем не менее
в их жизненном укладе оставались пережитки матриархата. Тацит
пишет так: "Племянники были гораздо ближе к дяде по матери,
нежели к собственному отцу. Считалось, что это более близкое и
более священное родство".
В общинах, где сохранились
воспоминания о матриархате, дядя играл важную роль. Зачастую
он являлся главой семьи.
Матриархат, оставил следы в
Испании, а на юго-востоке Франции сохранился древний обычай,
согласно которому наследником является не сын, но зять,
рассматриваемый как своего рода служащий при родителях своей
жены.
Такой же обычай был некогда столь распространен
в Индии, что там даже встречался особый вид брака,
называвшийся "служебным".
Еще одним пережитком
матриархата является обычай, в соответствии с которым женщина
остается жить со своей матерью, а муж приходит ее навещать.
Матриархат в Полинезии
Питер Бак, английский писатель полинезийского
происхождения, рассказывает следующее:
"На Гавайях
брак между братом и сестрой считался высшей формой
супружеского союза в среде племенной знати.
На
островах Тонга сестра занимает более высокое социальное
положение, нежели ее брат.
На островах Фиджи муж
является, по сути дела, гостем в доме своей жены, и все заботы
о детях лежат на их дяде с материнской стороны".
Матриархат на Антильских островах
На Антильских островах в XVIII веке существовал
тип матери семейства, живущей только с многочисленными детьми.
Матери полагали, что их дочери могут свободно отдаваться любым
мужчинам, и не видели в этом ничего предосудительного.
Девственность считалась чем-то вроде изъяна.
Незаконнорожденные дети были обычным явлением.
Так, на
Мартинике, когда священник призывал женщину выйти замуж за
отца своих многочисленных детей, она отвечала ему: "Я не знаю,
кто он. Когда садишься на муравейник, разве можно определить,
какой именно муравей укусил тебя?"
Этот тип
матриархата сочетается с наличием у мужчины нескольких
семейных очагов. Местные обычаи допускают своего рода
полигамию (многоженство). Богатые белые подавали пример, а
цветные креолы подражали им.
автор неизвестен
|