Объявления Статьи Форум Чат Опросы Ссылки Проекты Мероприятия Главная |
|
Почему тираны и развратники создавали великие державы, Юрий УЛЬЯНИЧ Кто устоит в негласном споре:
Одни историки считают, что в истории развития человеческого общества патриархат вытеснил матриархат; другие — что эти архаичные формы давно уже отжили свое; третьи вообще не признают существования ни того, ни другого, ни в прошлом, ни в настоящем. Автор этих строк придерживается иного мнения: обе эти формы, претерпев существенные изменения, бытуют и в наше время, и не где-нибудь в отсталых племенах, а в самых что ни на есть цивилизованных государствах. Они будут жить вечно, пока существует человеческий род, состоящий из мужчин и женщин. Постоянное соперничество этих противоположностей и есть движущая сила развития и прогресса человеческого общества. В основе матриархата лежит любовь матери к детям, которая свойственна всем животным, а не только людям. Один натуралист описал случай, когда тигр напал на теленка, на защиту которого бросилась его мать. В обычных условиях корова никогда не отважится напасть на своего смертельного врага, но тут она забыла об опасности и после долгой и кровавой битвы запорола тигра рогами. Не обращая внимания на свои кровоточащие раны, она подошла к теленку и стала зализывать его раны. В годы войны обезумевшие от горя матери вырывали своих детей из рук фашистов, но неизвестно ни одного случая, чтобы это сделали рассудительные отцы. В самоотверженной любви матерей к детям нет ничего героического, такая любовь запрограммирована на генетическом уровне. Любовь к потомству — один из двух эволюционных механизмов выживания вида у всех животных. Второй — воспроизводство огромного количества потомства, бросаемого на произвол судьбы, авось кто-нибудь выживет. В растительном мире для сохранения вида каждое растение выращивает большое количество семян; в животном мире, например, рыбы выметывают тысячи икринок, из которых выживают немногие. Этот механизм абсолютно неприменим к человеку и крупным животным, хотя интенсивность их размножения тоже избыточна, чтобы восполнить потери в ходе естественного отбора. Патриархат тоже необходим для выживания вида, но проявляется по-иному. Если особи какого-либо вида не наделены большой силой, ловкостью, острыми зубами или когтями, то для защиты от врагов, добывания пищи и вообще для выживания они объединяются в стаи или стада. У копытных при нападении хищников самки и молодняк сбиваются в центр стада, а границы его замыкают быки, выставив рога. Это коллективные животные. Во главе коллектива всегда есть вожак, и в такой стае господствует иерархия от слабых до сильных, от привилегированных до изгоев. Слабые и изгои обречены на гибель: эволюция не знает сострадания и шагает по трупам неприспособленных особей. Матери же дороги и любимы все — и слабые, и сильные. И здесь нет проявления какого-нибудь космического разума или божественного предопределения: те виды, которые не освоили эти механизмы, попросту вымерли. Высшая ценность, созданная патриархатом в человеческом обществе, — государство. В чистом виде патриархат проявился в городе Спарта в Греции. Рабы и земля принадлежали государству и сдавались гражданам в аренду. Судьбу новорожденных решал Совет Старейшин: слабых сбрасывали со скалы, остальных мальчиков с семи лет лишали материнской опеки и направляли до 18 лет в военизированные школы. Режим в школах был очень суровым. Мальчики спали на жесткой циновке без подушки, зимой и летом ходили без обуви в одном плаще. Будущих воинов приучали к холоду, голоду, жаре и жажде, к стоицизму и физической боли. Кричать и стонать во время жестоких наказаний считалось позором. Цель такого воспитания была одна — вырастить сильного, закаленного и преданного государству воина. Историки считают армию Спарты по тем временам самой сильной в Греции. Всему миру известен легендарный подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом при Фермопилах. Но как бы ни велика была военная мощь Спарты, она пала под ударами римских когорт, как и все государства, построенные на чистом патриархате. Оказывается, кроме жесткости и строгости, нужна еще и любовь. Высшая ценность матриархата — личность. История не знает государств, построенных на чистом матриархате. Таких государств попросту не было и в принципе не могло быть; они неизбежно были бы поглощены соседями, потому что женщинам недоступна вся глубина чувства общественности и патриотизма. Их удел и призвание — семья и любовь к детям. Неслучайно слова ПАТРИотизм и ПАТРИархат несут признаки отца, но принципиально не может быть слова МАТРИотизм в смысле преданности обществу или государству. В чем же первичные источники патриархата и матриархата? У животных одни виды, образно говоря, живут частной жизнью, другие — коллективной. Львы, тигры, медведи живут семьями, так что можно сказать: у них частная жизнь — нечто вроде матриархата. Волки, обезьяны, копытные животные либо объединяются на время охоты или защиты, либо постоянно ведут коллективный образ жизни. Во главе такого коллектива всегда стоит вожак, которому подчиняются все его члены. Получается нечто подобное патриархату. Между прочим, все прирученные человеком домашние животные, кроме кошки, в прошлом были коллективными, стадными животными, которые признали в человеке вожака и подчинились ему. А кошка — этот маленький, ласковый зверек (сказывается его матриархатная природа), несмотря на сожительство с человеком в течение 10—15 тысяч лет, презрительно равнодушна к своему хозяину в отличие от собаки, преданной «вожаку» — хозяину. Все попытки приручить неколлективных животных оканчивались неудачей или трагедией, как в семье Берберовых, которые содержали дома почти прирученных тигров, которые в конце концов насмерть загрызли хозяев. Эти «большие кошки», принадлежащие к матриархату, были «личностями», не признающими коллектив и преследующими только свои интересы. Так же бесперспективны попытки приручить лосей: они не стадные животные. В отличие от животного мира человеческое общество в своем развитии опирается на постоянное соперничество между патриархатом и матриархатом, на меняющееся отношение ценности личности и интересов общества. Начиная с древних времен, это соотношение сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее изменяется в пользу личности. Правда, во время войн и смут и в наше время относительная ценность личности может падать до нуля. Но проходят войны, уходят или свергаются тираны, и снова ценность личности растет. Во все времена мужчины и женщины оценивали личность по отношению к обществу по-разному. У мужчин преобладает чувство общественного, государственного; у женщин, наоборот, — личное, семейное. Простой пример: мужчины считают своим долгом посмотреть по телевизору последние известия, им нужно знать, что происходит в стране и мире. Женщинам это не нужно и не интересно, они с упоением смотрят мыльные оперы о придуманных семейных страстях. То же и в отношении к детям: отец — требует, мать — жалеет. К тому же поглощенные общественными делами отцы почти не занимаются воспитанием детей, а дети не видят их трудов на пользу общества. Воспитание в большинстве семей переложено на плечи матерей и женщин-учителей, которые в большинстве невольно передают детям пренебрежительное отношение к абстрактному для них понятию о ценностях общества. Негативное отношение женщин к обществу, медленно, но постоянно внедряемое в сознание детей, расширяясь и закрепляясь в поколениях, ведет к скрытому, ползучему матриархату в обществе. В правящих кругах государств, где прежде всего требуется служение общественным интересам, редко встречаются женщины. Впрочем, они иногда попадают на самый верх власти. Возьмем, к примеру, наше Отечество. С Древней Руси до наших дней было более ста правителей, включая президента Путина, а правительниц было всего шесть: Ольга Святая (21 год правления), Софья Алексеевна (сводная сестра Петра I, 7 лет), Екатерина I (вторая жена Петра I, 2 года), Анна Иоанновна (племянница Петра I, 10 лет), Елизавета Петровна (дочь Петра I и Екатерины I, 20 лет), Екатерина II, Великая (34 года). Но эти государственные женщины были скорее исключением, чем правилом. К тому же, по свидетельству современников, они были некрасивы, мужеподобны и лишены женского очарования. В их организме преобладали мужские гормоны, лишившие их женского обаяния, но зато возбуждавшие в них общественное начало. Нередки и женоподобные мужчины с избытком женских гормонов и, следовательно, преследующие узкокорыстные, семейные интересы. Среди правителей России случались и такие мужчины, как, например, Николай II, разваливший Российскую империю и толкнувший ее в пучину революций. Ему были в тягость государственные дела. Он любил гулять, обедать в кругу родных, слушать женские сплетни, стрелять ворон, — и все это он записывал в своем дневнике. Но в его записях нет соображений о государственных делах и проблемах России, есть только записи, мол, слушал доклад такого-то министра — и все. Любил и боготворил жену, у которой был под каблуком, любил своих детей. Примерный семьянин, он доигрался до революции и был в конце концов расстрелян в Екатеринбурге, названном в честь мужеподобной Екатерины I. И это не исключение. И в других странах правители-семьянины оказывались неспособными не только предотвратить крах своей страны, но даже сохранить свою жизнь. Английский король Карл I, счастливый муж, окончил свою жизнь на плахе. Та же участь постигла добродушного Людовика XVI во время Французской революции. Николай II, если судить по письмам, и Горбачев, по его личному признанию, — оба советовались со своими женами по государственным делам, слушали их советы. Примерные семьянины, они были под каблуком у своих жен. Одна из них, страдая из-за своего болезненного сына, поставила свое личное горе выше государственных интересов. Она покровительствовала чудовищному Распутину, который лихорадил Россию своим развратом, пагубным влиянием на женоподобного царя, но умел заговаривать кровь у царевича, больного гемофилией, за что и был обласкан и приближен царицей. Другая была одолеваема амбициозностью, которая раздражала народ, а в целом была далека от его нужд и чаяний. Получается, что страной управляли мужчины, управляемые женщинами... Интересно, что окруженные заботой и вниманием таких мужей, жены рожают преимущественно дочерей. У Николая II было четыре дочери и один нежизнеспособный сын, у Ельцина — две дочери, у Горбачева — одна. У диктаторов, сторонников патриархата, — преобладали сыновья, У Сталина — два сына и одна дочь. Тиран в семейной жизни, он был величайшим в истории государственником, который, как сказал Черчилль, «приняв страну с сохой, оставил ее с атомной бомбой». Во многом именно Сталину человечество обязано разгромом фашизма. Потому что вся энергия и помыслы этого правителя были направлены на решение проблем страны, а не на благоустройство своего уютного семейного гнездышка. Недаром этого достойного патриарха называли отцом народов. Неразвитые государства со слабой экономикой можно сравнить с малолетними детьми в семье. Пока дети малы и не могут жить самостоятельной жизнью, их содержат, оберегают от дурных влияний и учат уму-разуму отец и мать. Самостоятельность и свободу они получают тогда, когда усвоят правила общежития в обществе и могут полностью обеспечивать себя. Роль «отца-матери» в государстве играют авторитарные правители, ограничивающие свободу и направляющие свой народ. Для таких режимов даже существует устойчивый термин — «просвещенный деспотизм». Об этом писал русский философ И. Ильин (1883 — 1954): «Даровать народу свободу — иногда значит ввести его в искушение и поставить на путь гибели. Первое условие свободы есть способность к внутренней самодисциплине и лояльности. Если от свободы самовоспитание людей крепнет, а уровень нравов и духовной культуры повышается — то свобода дана своевременно и пойдет на пользу. Но если свобода ведет к падению нравов и духовной культуры, если обнаруживается избирательная парламентская и газетная продажность, и люди начинают взаимно попирать друг друга, то свобода данному народу дана несвоевременно, не по силам его, и должна быть временно отменена или урезана». Отрицательное влияние женщин на общественную жизнь отмечено в менталитете и практике всех народов. Поэтому женщин всегда ограничивали в гражданских правах. Наиболее резко наблюдается это у мусульман, но времена меняются, и сыновья, воспитанные мусульманскими женщинами, понемногу сдают свои позиции, традиционные запреты нарушаются, и ныне возможно появление женщин даже во главе мусульманского государства, как Беназир Бхутто. Коллективизм и вождизм всегда проявляются вместе. У животных вожак третировал и наказывал членов своей стаи, чтобы они знали, кто здесь главный. Комиссар Фурманов в своей книге о Чапаеве, рисуя портрет легендарного комдива, высоко оценивает его полководческий талант и в то же время посмеивается над его темнотой: «...верил, что коня, если не бить, — он испортится». А ведь прав был Василий Иванович, а не его комиссар: лошадь, как коллективное животное, признает вожаком того, кто имеет над ней власть, кто может наказать и т. п. Преданность вождям идет рука об руку с преданностью обществу. Сталин ввел в стране жесткий патриархат, когда интересы страны ставились выше жизни и смерти отдельных людей. В Отечественную войну защитники России шли в атаку с криками: «За Родину! За Сталина!». Сейчас невозможно даже представить, чтобы наши солдаты шли на смерть, крича: «За Родину! За Ельцина (Путина и т. д.)!» Ныне и святых слов «Родина», «Отечество» что-то не слышно. Зато в ходу дурь: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев» — яркий пример мышления самовлюбленных «матриархатных» сынков. Каждый из них считает себя неповторимой личностью среди окружающих «тупарей» и «патриотов-негодяев» и сам себя называет элитой. Прежде служба в армии считалась почетной и полезной в жизни каждого юноши. Девушки косо смотрели на тех, кого признали не годным к службе. Не годный — значит, не мужчина, значит, ни на что не способный. После войны пускай медленно, но все-таки росло народное благосостояние; не без участия матерей возрастала ценность индивидуума и увеличивалось число «личностей» в ущерб обществу. Дисциплину и тяготы в армии «личности» переносили с трудом, а, прослужив два-три года, отыгрывались на новобранцах. Те, в свою очередь, стали еще сильнее мордовать новичков. И вот сейчас мы получили то, о чем не догадывались, — плоды ползучего матриархата. Патриархат и в наше время обязывает мужчин трудиться на пользу общества так же, как и тысячелетия назад. Помимо защиты общества от врагов, они усиленно занимаются облегчением жизни человека. Это они сделали водопровод в домах, канализацию, центральное отопление и газ, что существенно облегчило быт женщин. Это они открыли электричество, которое светит, греет, работает, возит, лечит — всего не перечислить. Это они придумали автомобиль, железные дороги, корабли и самолеты. Это они овладели энергией атома. Это они создали компьютеры, в миллионы раз увеличивающие интеллектуальную мощь человека. Это они открыли дорогу в Космос — возможное будущее Человечества. Наконец, это они придумали вакцинацию и множество других способов борьбы с извечными спутниками человека — болезнями. Но и матриархат в лице женщин не дремлет. Круг их деятельности не столь обширен, как у мужчин, но по важности вполне соизмерим. Женщины окрыляют, вдохновляют и поддерживают мужчин на пути их подвигов и открытий хотя бы тем, что создают быт и семейный комфорт. Это благодаря им сохраняются любовь и тяга к прекрасному — неисчерпаемый источник всех искусств. Это они страдают от насилия над личностью. Это они извечно воюют за ценность жизни каждого человека. Единственное и главное их оружие — любовь. Удивительно емко и точно выразил значение женщин и мужчин в обществе Александр Дюма в своем известном афоризме: «Любовь и голод правят миром» — если под борьбой с голодом понимать совокупную деятельность мужчин. Образно развитие государства или общества можно представить в виде человека, идущего на двух ногах, имя которым патриархат и матриархат. Если одна нога будет делать шире шаги, чем другая, человека будет уводить в сторону от прямого пути. А если при этом одна нога будет вообще стоять, то он будет крутиться на одном месте. Так и общество будет либо уходить в сторону от магистрального пути развития Человечества, либо вообще топтаться на одном месте, если полностью восторжествует матриархат или патриархат. Все дело в гармонической соразмерности шагов обеих ног. Когда преобладает патриархат — народ ругает правительство; когда верх берет матриархат — народ не доволен положением в стране. А когда народ бывает доволен? А никогда! И в этом заключается неиссякаемый источник прогресса Человечества. журнал «Чудеса и приключения» № 11, 2003 г. |
© Матриархат по-русски |