|
Первобытная
культура. Матриархат и патриархат
Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно
превращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали
в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в
начале VII тысячелетия до н. э. В развитых культурах неолита возникают
крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.
В
Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых
были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но
и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища.
Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и
всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли
жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.
Глубокие
изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и
религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии
сформировались два принципиально отличных типа верований.
Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу — богу, воплощавшему
силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного
пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения,
которые они обозначали условными знаками. Огромные валуны (менгиры)
указывали места культового почитания предков.
Земледельцы, наоборот,
имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг,
семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины.
Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия
пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода.
Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери, В
Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в Египте — Исида. Фигурки Великой Матери
стояли во всех жилищах земледельцев. Однако по мере своего дальнейшего
развития все древневосточные цивилизации отошли от женского начала в
культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи
прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода.
Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и
формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен
патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от
друга просто невозможно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и
цивилизации в современном понимании.
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.:
Академический проект, 2001.
|